Опыты Циолковского по определению
сопротивления воздуха
К. Э. Циолковским по
праву считается основоположником космонавтики. Его идеи в этой области намного
опередили своё время и нашли широкое применение в деле освоения космоса в наши
дни. В то же время его работы но аэродинамике, в которых он проявил большое
усердие и интуицию, до сих пор не получили должной научной оценки.
Понимая, что для развития
авиации, воздухоплавания и космонавтики первостепенное значение имеет
определение действующих на тело сил, К. Э. Циолковский основную часть своих
работ по аэродинамике посвящает экспериментальному исследованию сопротивления
воздуха [1-2], справедливо считая, что производство опытов по сопротивлению
воздуха – «дело чрезвычайно великое, как
океан» [3].
Какова научная ценность
его опытов по определению коэффициентов сопротивления воздуха для различных
тел, их значимость для развития аэродинамики? Для ответа на этот вопрос из трех
периодов экспериментальной деятельности К. Э. Циолковского: работы до создания
им аэродинамической трубы, опыты в первой «воздуходувке» и опыты во второй
«воздуходувке», – выберем последний
период, так как опыты во второй аэродинамической трубе (1900–1901 гг.)
отличались наибольшей точностью [1].
Из моделей, испытывавшихся
Константином Эдуардовичем, выберем прямые круглые цилиндры, оси которых
перпендикулярны направлению потока. Такой выбор сделан по двум причинам.
Во-первых, для цилиндров у Циолковского имеется самое большое число опытных
точек; во-вторых, полученная в настоящее время экспериментальная зависимость
коэффициента сопротивления цилиндра от числа Rе считается весьма
надежной в широком диапазоне чисел Rе.
Полную силу
сопротивления цилиндра Циолковский
записывает в виде
(1)
где
В соответствии с теорией
размерности принято характеризовать силу сопротивления безразмерным коэффициентом сопротивления
где
Сравнивая формулы (1) и
(2), получим связь размерного коэффициента К, введенного Циолковским, с
коэффициентом сопротивления сх:
Влияние сил вязкости
проявляется в зависимости коэффициента сопротивления от числа
Кроме этого, коэффициент
сопротивления зависит от числа М набегающего потока, характеризующего
сжимаемость воздуха. В опытах Циолковского скорость набегающего потока не
превосходила 5 м/с. При таких малых скоростях зависимостью коэффициента
сопротивления от числа М можно пренебречь, считая поток несжимаемым.
Подставляя в формулу (3) значение плотности воздуха при нормальных условиях,
окончательно получим
сх = 0,016К.
(4)
Наконец, коэффициент
сопротивления зависит от условий проведения опыта. «Воздуходувка» Циолковского
представляла собой незамкнутую аэродинамическую трубу непрерывного действия с
открытой рабочей частью; площадь струи, выходящей из канала, равнялась
Re |
d
(мм) |
К |
Re |
d (мм) |
К |
|
|
||||
35 |
0,5 |
95 |
690 |
5 |
60 |
69 |
1 |
85 |
830 |
6 |
59,5 |
138 |
2 |
75 |
970 |
7 |
59,0 |
207 |
3 |
70,5 |
1110 |
8 |
58 |
276 |
4 |
67,5 |
1240 |
9 |
58 |
345 |
5 |
66 |
1380 |
10 |
58 |
414 |
6 |
65 |
|
|
|
383 |
7 |
64,7 |
|
||
552 |
8 |
64,5 |
1450 |
7 |
55,5 |
621 |
9 |
64 |
1660 |
8 |
55,5 |
690 |
10 |
64 |
1860 |
9 |
55,5 |
|
|
|
2070 |
10 |
55,5 |
Пульсации потока в «воздуходувке» и его неравномерности, как отмечается,
были тем меньше, чем меньше невозмущенная скорость потока воздуха в рабочей
части
В итоге была получена представленная выше таблица коэффициентов К, определенных Циолковским для круглых проволочек [2].
На рис. 1 приведены значения коэффициента
сопротивления, рассчитанного по формуле (4) с использованием значений К из
этой таблицы, в зависимости от числа Rе. Точки – v = 1 м/с; квадраты – 2, треугольники – 3 м/с.
Данные Циолковского сравниваются с эталонной зависимостью сх(Rе), определенной в
современных аэродинамических трубах при обтекании прямого круглого цилиндра
[3]. Штриховая линия – кривая,
полученная осреднением
результатов Циолковского по методу наименьших квадратов, сплошная линия
– эталонная кривая.
Рис. 1. Зависимость
коэффициента Рис. 2. Три
режима обтекания цилиндра
сопротивления от
числа Rе
Интересно отметить, что
локальный минимум функции сх (Rе) эталонных опытов
совпадает с соответствующим минимумом в экспериментах Циолковского при максимальных
числах Rе. В целом опыты Циолковского
дают несколько заниженное значение сх, что объясняется
неравномерностью потока и краевым эффектом, связанным с конечным значением
параметра
Как известно,
в рассматриваемом диапазоне чисел Rе наблюдается смена трех
режимов обтекания (рис. 2). В случае малых чисел Rе за цилиндром образуется
замкнутая вихревая зона (рис. 2, а), которая разрушается при Rе ~
45, образуя нестационарную и несимметричную дорожку вихрей (рис. 2, б). При Rе
> 100 за цилиндром отчетливо наблюдаются отходящие от его поверхности
периодические вихревые пелены, ядра которых имеют двойную спиральную структуру
(рис. 2, в). Теория обтекания тел в таких режимах еще далека от завершения.
Поэтому и в наше время роль аэродинамического эксперимента трудно переоценить.
Максимальное отклонение
кривой Циолковского от эталонной не превышает 13%. В период рождения авиации и
дирижаблестроения такая погрешность была вполне удовлетворительной.
Следовательно, одна из первых в России аэродинамических труб, созданная
Циолковским, представляла собой установку, позволявшую производить опыты,
имевшие научную и практическую ценность. Остается только сожалеть, что его
исследования не были своевременно опубликованы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Циолковский К. Э. Отчет Российской академии наук об опытах по сопротивлению воздуха, произведенных на средства Академии в 1900-1901 гг. – Собр. соч. М.: Изд-во АН СССР, 1951, т. 1, с. 121—207.
2. Циолковский К. Э. Сопротивление воздуха и воздухоплавание.– Собр. соч., т. 1, с. 208-230.
3. Бэтчеллор Дж.
Введение в динамику
жидкости. М.: Мир,
1973.