Определение гидродинамического сопротивления
Как
считал Анри Пуанкаре, «опыт – единственный источник истины: только опыт может
научить нас чему-либо новому, только он может вооружить нас достоверностью». И с
этим нельзя не согласиться – действительно в основе любой точной науки
краеугольным камнем лежит опыт.
Опыты
большие и малые
С точки зрения материальных затрат на экспериментальные
исследования, условно различают «малую науку» и «большую науку». Малой наукой
занимаются малые коллективы или даже одиночки за малые деньги. Большая наука
способствует осуществлению грандиозных проектов — строительству гигантских
ускорителей заряженных частиц, космических кораблей, ядерных установок.
Без большой науки, в частности, невозможно
создание самолетов, морских судов и ракет. Их облик формируется в результате
промышленного эксперимента, который проводится в аэроустановках, оснащённых
современной аппаратурой. В соответствии с принципом относительности, используются
два эквивалентных способа создания потока: движение модели в покоящейся среде
либо обтекание покоящейся модели движущейся средой. Первый способ реализуется
в баллистических установках, гидроканалах и опытовых бассейнах, второй – в
гидродинамических и аэродинамических трубах.
В гидроканале, изображенном на рисунке 1,
имеется специальная тележка, движущаяся по установленным над каналом рельсам и
буксирующая мо-гидросамолета; производится кинофотосъёмка картины обтекания и
измерение действующих на модель сил и
моментов. С помощью аэродинамических труб, типа представленной на рисунке 2,
удалось в течение одного века пройти трудный путь от первых примитивных
самолетов до современных авиалайнеров.
Однако многие физические
закономерности можно установить и в маломасштабных опытах. К таким научным (в
отличие от технических) опытам относятся так называемые «опыты в ванной».
Большинство из них можно провести дома или в школьном физическом кабинете, как
говорил американский физик-экспериментатор Вуд – с помощью «...палки, веревки,
сургуча и слюды». А о Фарадее, например, Гельмгольц сказал так: «Старые куски
проволоки, дерева и железа кажутся ему достаточными для того, чтобы идти к
величайшим открытиям».
Великие
«шаробросатели»
Силу сопротивления, которую испытывает тело,
движущееся относительно среды, проще всего определить, если следить за падением
тел в воздухе.
Проведением подобных
опытов одним из первых занялся Леонардо да Винчи (1452—1519). Впрочем, он экспериментировал
не только с падающими телами, но и с телами, движущимися в воде, и даже с плоскими поверхностями,
движущимися в воздухе под углом атаки. Ему
удалось найти оптимальную форму судна наименьшего сопротивления.
Дало Леонардо продолжил
Галилео (1564-1642). Бросая с наклонной Пизанской башни тяжелые и легкие шары,
он установил независимость скорости падения тяжелых тел от их веса и
сформулировал один из величайших физических принципов – принцип инерции: если
на тело не действуют силы, то оно движется равномерно и прямолинейно.
Немаловажное значение Галилей придавал логическому объяснению результатов
эксперимента, пониманию физической сущности явления. «Природа дала нам глаза,
чтобы мы узрели ее творения, – говорил он своим ученикам. – Но она наделила
нас также мозгом, способным понять эти творения».
Еще одним великим
«шаробросателем» был Исаак Ньютон (1643—1727), основатель физики и (совместно с
Г. Лейбницем) высшей математики. Он бросал шары в Лондонском соборе святого
Павла. Вопрос о сопротивлении тел был для Ньютона далеко не праздным. Он хотел
доказать, что (в отличие от утверждений аристотелианцев) космическое
пространство не заполнено материей. В противном случае космическая материя
оказывала бы сопротивление движению небесных тел, и вся стройная механическая
система мира, созданная трудами Ньютона, рассыпалась бы, как карточный домик.
Сопротивление движущегося
в жидкости тела, по Ньютону, состоит из трех частей: первой – постоянной, второй
– пропорциональной скорости, третьей – пропорциональной квадрату скорости.
Постоянная часть сопротивления пренебрежимо мала; сопротивление,
пропорциональное скорости, обусловлено трением; сопротивление, пропорциональное
квадрату скорости, обусловлено действием сил инерции.
Сегодня мы
знаем, что в общем случае расчленить сопротивление на отдельные части не
удается – в слишком плотный клубок сплетены различные эффекты, сопутствующие
обтеканию тел. Тем не менее, именно Ньютон впервые установил, что сила
сопротивления движущегося со скоростью v шара прямо пропорциональна
его площади поперечного сечения S
и плотности жидкости
А что будет, если
несколько изменить условия обтекания? Например, можно телу придать вращение
вокруг вертикальной оси. Какой шар быстрее достигнет земной поверхности:
вращающийся или не вращающийся? Оказывается, вращающийся – для убедительности
можно одновременно сбросить с высоты многоэтажного дома вращающийся и не
вращающийся волчки.
Закон о том, что сопротивление
тела тем меньше, чем больше скорость его вращения, – качественный. Количественные
измерения в таком, эксперименте затруднены. И вот почему. В образующемся за
телом следе реализуется потеря импульса, порожденная действием силы
сопротивления. Течение сохраняет «память» о прошлом – о том, как формировался
след раньше.
Если скорость падающего
тела на некотором отрезке пути на изменяется, то сила сопротивления тоже
оказывается постоянной. А скорость постоянна, если сумма действующих на тело
сил равна нулю; значит, сила сопротивления равна силе тяжести. Для одного и
того же тела такое равенство достигается в воздухе при гораздо больших высотах
падения, чем в воде. Видимо, Ньютон имел в виду эти соображения, когда
приступил к опытам с бросанием шаров в воду (которые он проводил в наполненной
водой деревянной бочке высотой
Воздуходувка Циолковского
В XIX веке осуществилась идея
о том, что количественные измерения сил сопротивления необходимо проводить в
аэродинамических трубах.
Первую в России аэродинамическую
трубу непрерывного действия с открытой рабочей частью построил в 1897 году
К.Э.Циолковский. Для создания воздуходувки (рис.3) – так он ее называл – Циолковский
использовал веялку, лопасти которой крутились вручную. К сожалению, в опытах
Циолковского скорости оказались недостаточно большими, чтобы результаты можно
было применять для нужд авиации. Однако такая воздуходувка весьма пригодна для
малых опытов по исследованию силы сопротивления.
Аэродинамическую трубу
можно изготовить и с помощью обычного пылесоса, подключив насадку к его
выхлопному отверстию, – в струю воздуха такой «трубы» можно помещать испытываемые
модели.
Интересно, что законы сопротивления
можно учитывать по-разному. Так, самолет должен иметь малую силу сопротивления,
но большую подъемную силу. Парашют, напротив, должен иметь большую силу
сопротивления, тормозящую его движение.
Любопытны
опыты с телами простейшей геометрии. Например, обдувая струей воздуха (или
воды) двугранники с различными углами раствора